Спасательные шлюпки

Спасательные шлюпки — это наиболее распространенные и надежные активные средства для спасения, существующие в настоящее время. Они обладают хорошими мореходными качествами и способны оставаться на плаву даже после заливания их водой. Такая плавучесть обеспечивается воздушными ящиками. Рабочие шлюпки используют для выполнения различных работ по судну и сообщения с берегом и другими судами.

Спасательные шлюпки бывают открытыми и закрытыми; деревянными, из легких сплавов и пластмассовыми; гребными (весельными), парусными и винтовыми. Винтовые спасательные шлюпки имеют механический или моторный привод. Механические приводы могут быть валиковыми и чаще рычажными. При рычажном механическом приводе качательное движение ручных рычагов или ножных педалей преобразуется во вращательное движение гребного вала. Моторные шлюпки снабжены двигателем внутреннего сгорания, работающим через реверс-редуктор на гребной вал. Спасательные шлюпки вместимостью 60—100 чел. должны иметь моторный или механический привод, а свыше 100 чел. — только моторный.

У каждой спасательной шлюпки имеются: отверстия в днище для спуска воды, закрываемые пробкой на резьбе или автоматическим клапаном; леер с поплавками, расположенный снаружи под планширем; кили-поручни в районе скулы; воздушные отсеки (оцинкованные жестяные ящики), обеспечивающие плавучесть затопленной по уровень планширя шлюпки с полным количеством людей и снабжения; спуско-подъемное приспособление в районе оконечностей для закрепления талей при спуске и подъеме шлюпки; полный комплект снабжения согласно нормам, установленным Правилами по конвенционному оборудованию морских судов.

Спуск шлюпок на воду и подъем их на борт судна осуществляют с помощью шлюпбалок. Шлюпбалки бывают гравитационными, заваливающимися и поворотными.

Подготовка шлюпки к спуску:

  • доставить в шлюпку оборудование и снабжение, необходимое для выживания после оставления судна: переносную УКВ-радиостанцию и радиолокационный маяк-ответчик (рис. 8.10), теплые вещи, дополнительный запас пищи и воды, дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации;
  • разнести как можно дальше в нос и корму шлюпочные фалини и надежно закрепить их на судовых конструкциях (кнехтах, утках и т. п.);
  • убрать леерное ограждение посадочной палубы;
  • подготовить штормтрап;
  • отдать найтовы;
  • отдать стопора шлюпбалок.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном, который устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Посадка в шлюпку. В зависимости от конструкции судна посадка в шлюпки осуществляется либо на местах их установки, либо после их вываливания и приспускания до посадочной палубы.

Посадка в спасательную шлюпку осуществляется только по приказанию командира спасательного средства или другого ответственного лица командного состава. Люди садятся в шлюпку, соблюдая установленную командиром шлюпки очередность. В первую очередь в шлюпку переходят члены спусковой команды, назначенные для оказания помощи при посадке в шлюпку и обеспечения спуска. Затем переходят лица, нуждающиеся в помощи при посадке: раненые и больные, дети, женщины, пожилые люди. Последним занимает место командир спасательного средства.

Для посадки нужно использовать носовые и кормовые люки шлюпки. Командир шлюпки руководит размещением людей с тем, чтобы их вес был равномерно распределен по всей площади шлюпки. Спасающиеся должны занять места в шлюпке, пристегнуть привязные ремни и выполнять распоряжения командира.

Для обеспечения посадки людей при помощи штормтрапа каждая шлюпка в районе своей установки имеет посадочный штормтрап, тетивы которого изготовляются из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины – из твердых пород дерева размером 480x115x25 мм. Верхний конец трапа должен быть закреплен на своем штатном месте (под шлюпкой), а сам штормтрап должен находиться в свернутом виде, всегда готовый к употреблению.

Спуск шлюпки. Вываливание шлюпки происходит только под действием силы тяжести и осуществляется при помощи шлюпочных талей (рис. 8.12). По команде:

  • отдают откидные части поворотных кильблоков (если они предусмотрены для установки шлюпки по-походному) и найтовы, удерживающие шлюпку;
  • освобождают стопоры шлюпбалок, предохраняющие от случайного спуска шлюпки;
  • действуя ручным тормозом шлюпочной лебедки, дают ход шлюпбалкам, выводят шлюпку за борт и опускают ее до уровня посадочной палубы;
  • закрепляют ходовые концы лопарей шлюпталей, заводят подтягивающее устройство и с его помощью прижимают шлюпку к борту;
  • выбирают втугую фалини и закрепляют их.

Равномерное потравливание носовых и кормовых талей достигается тем, что оба лопаря закреплены на барабане одной шлюпочной лебедки (рис. 8.13). Спускать шлюпку следует так, чтобы она садилась во впадину между волнами. Когда шлюпка окажется на гребне волны, нужно разобщить ее от талей, действуя устройством управления подъемными гаками.

Лопари – стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и проведенные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки. Лопари должны периодически тироваться.

Для того чтобы исключить возможность спуска шлюпки до момента ее полного вываливания за борт, на шлюпбалке имеется рог, на который навешивают серьгу подвижного блока шлюпталей. Длину и форму рога выбирают таким образом, чтобы подвижный блок спадал с него только при нижнем предельном положении шлюпбалки.

Управление спуском шлюпки на талях может осуществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это позволяет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска.

Разобщающий механизм спасательной шлюпки – это устройство, при помощи которого шлюпка соединяется с лопарями или освобождается от них при спуске или подъеме на борт. Он включает блок гака и механизм привода (рис. 8.14).

Механизм должен обеспечивать разобщение двумя способами: обычным (без нагрузки) и под нагрузкой:

  • обычный – гаки отдаются только тогда, когда шлюпка полностью находится на воде, или когда отсутствует нагрузка на гаках и не требуется разделение серьги шлюпталей и носка гака вручную. Для предотвращения разобщения при наличии нагрузки на гаках применяется гидростатическое блокировочное устройство (рис. 8.15). При подъеме шлюпки из воды устройство автоматически возвращаться в исходное положение.
  • под нагрузкой (аварийное разобщение) – гаки отдаются многократными, преднамеренными и длительными действиями, которые должны включать удаление или шунтирование (обход) предохранительных блокировочных устройств, предназначенных предотвращать преждевременное или непреднамеренное освобождение гаков. Этот способ преодоления блокировки должен иметь специальную механическую защиту.

Члены экипажа, оставшиеся на борту судна, спускаются в шлюпку с помощью штормтрапа, шкентелей с мусингами или сетки. Шлюпка в это время удерживается у борта судна на фалинях.

После посадки всех людей нужно:

  • изнутри закрыть все люки и открыть вентиляционные отверстия;
  • открыть топливный кран и запустить двигатель;
  • отдать фалини (в крайнем случае – они перерубаются топорами, находящимися в оконечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна.

Рекомендуется сохранить фалини, т.к. они еще могут понадобиться.

Если спуск части спасательных средств невозможен, командиры шлюпок и плотов организуют перераспределение людей с тем, чтобы оставшиеся шлюпки и плоты были загружены равномерно.

Снабжение шлюпок Каждая спасательная шлюпка должна иметь снабжение соответственно требованиям Международной конвенции СОЛАС-74, включающее:

  • на гребных шлюпках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запасных и одно рулевое, на моторных – четыре весла с уключинами, прикрепленными к корпусу шлюпки штертами (цепочками);
  • два отпорных крюка;
  • плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам шлюпки, и оттяжкой, закрепленной за вершину конуса якоря;
  • два фалиня длиной не менее 15 метров;
  • два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки для перерубания фалиней при оставлении судна;
  • пищевой рацион и запас питьевой воды 3 литра на каждого;
  • нержавеющий ковш со штертом и нержавеющий градуированный сосуд;
  • рыболовные принадлежности;
  • сигнальные средства: четыре парашютные ракеты красного цвета, шесть фальшфейеров красных, две дымовые шашки, электрический фонарь с приспособлением для сигнализации по коду Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой), одно сигнальное зеркало – гелиограф – с инструкцией по его использованию, сигнальный свисток или равноценное сигнальное устройство, таблицы спасательных сигналов;
  • прожектор, способный осуществлять непрерывную работу в течение трех часов;
  • аптечку первой помощи, по шесть таблеток от морской болезни и одному гигиеническому пакету на человека;
  • складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три консервооткрывателя;
  • ручной осушительный насос, два ведра и черпак;
  • огнетушитель для тушения горящей нефти;
  • комплект запасных частей и инструментов для двигателя;
  • радиолокационный отражатель или SART;
  • нактоуз с компасом;
  • индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10 % от пассажировместимости шлюпки (но не менее двух).

Требования, предъявляемые к спасательным шлюпкам:

  • иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;
  • обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;
  • иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки;
  • быть окрашены в оранжевый цвет

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:

  • двигатель должен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды;
  • скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов;
  • запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской, там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50–70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную конструкцию, оборудованы системой орошения, обеспечивающей проход через непрерывно горящую нефть в течение 8 минут, и сжатого воздуха, обеспечивающей безопасность людей и работу двигателей в течение 10 минут. Корпуса шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность, рубка должна обеспечивать круговую видимость, иллюминаторы – из огнестойкого стекла.

Для обеспечения использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструк ция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Еженедельно все спасательные шлюпки и плоты, дежурные шлюпки и спусковые устройства инспектируются визуально, чтобы обеспечить их постоянную готовность к использованию. Двигатели всех спасательных и дежурных шлюпок должны работать не менее 3 минут. Спасательные шлюпки, за исключением шлюпок свободного падения, должны быть стронуты со своих мест установки. Результаты проверки заносятся в судовой журнал.

Ежемесячно все спасательные шлюпки, за исключением шлюпок свободного падения, вываливаются со своих мест установки без людей в шлюпке. Проводится проверка снабжения с тем, чтобы убедиться в их комплектности и хорошем состоянии.

Каждая спасательная шлюпка, за исключением шлюпок свободного падения, спускается, а затем маневрирует на воде с расписанной на ней командой управления по меньшей мере один раз в три месяца.

Классифицировать спасательные шлюпки можно по ряду признаков:

1) по конструкции— спасательные шлюпки бывают открытого, частично закрытого и закрытого типов (рисунки 3.1 и 3.2). Открытые и частично открытые шлюпки должны иметь съёмное укрытие от непогоды (тенты).

2) по материалу – современные спасательные шлюпки изготавливаются в основном из легких алюминиевых сплавов, из стекловолокна и пластмасс. На судах старой постройки могут встретиться стальные спасательные шлюпки. Дерево для постройки спасательных шлюпок уже не применяется.

3) по роду движителя – спасательные шлюпки бывают гребные и винтовые.

Гребные шлюпки открытого типа могут использовать в качестве движителя парус с соответствующим парусный вооружением. В качестве привода гребного винта на современных шлюпках используются двигатели внутреннего сгорания (на надувных дежурных шлюпках возможно применение бензинового двигателя); на некоторых судах могут встретиться открытые спасательные шлюпки с ручным механическим приводом на вал;

4) по размеру и вместимости: длина спасательной шлюпки должна быть не менее 7,3 м и вместимостью не менее 12 человек. В исключительных случаях по согласованию с Классификационным обществом выпускаются шлюпки длиной до 4,9 м. Вес спасательной шлюпки в соответствии с международными правилами не должен превышать 20 тонн, поэтому не допускается использование шлюпок вместительностью свыше 150 человек;

5) специальные спасательные шлюпки:

  • полностью герметичные шлюпки для танкеров из жаростойких пластмасс (стекловолокна) с системой наружного орошения корпуса и с запасом воздуха в баллонах, необходимых при преодоления полосы огня;
  • самовосстанавливающиеся спасательные шлюпки, возвращающиеся в нормальное рабочее состояние из перевернутого;
  • спасательные шлюпки, сбрасываемые методом свободного падения (рисунок 3.3);

6) спасательные капсулы — специальные спасательные приборы, применяемые на буровых платформах, подводных лодках и т.п. (рисунок 3.4);

7) спасательные приборы — это по существу упрощенный вариант жестких спасательных плотов, на которых отсутствует снабжение, тенты и днище, они меньше по размеру. В качестве плавучих приборов применяются также элементы палубной мебели, не закреплённые к судну и имеющие воздушные ящики: скамьи, банкетки, столы и т.д. Они устанавливаются на судах, где невозможно обеспечить нормативы: на местных и прибрежных линиях, в каботаже, паромах и судах, перевозящих пилигримов в районах традиционной миграции мусульман в Мекку (Средиземноморье, Черное море, Персидский залив, Красное море и др.);

8) плот — камера представляет собой техническую разработку спасательного отсека, вмещающего весь экипаж судна, сочленённого с судном и отсоединяемого изнутри от гибнущего судна. После отсоединения от судна этот отсек начинает автономное существование, обладая определенными мореходными качествами. Плот камеры предназначены в основном для крупных судов – супертанкеров, балкеров, подводных лодок и буровых платформ, изготавливаются в единичных экземплярах и не вышли из стадии экспериментальных работ.

Бюро Веритас (Франция) разработало спасательный отсек для эвакуации, в котором спасающиеся должны занимать предписанные места и находиться в лежачем положении, пристегнувшись ремнями. Отсек располагается в корме судна, и после отдачи креплений падает в воду (рисунок 3.5). Длина разработанного отсека 6,8 м, высота 5,8 м, масса – 35 т. Для смягчения удара о воду нижняя часть отсека проницаема. Отсек оборудован системой внешнего орошения с электроприводом от аккумулятора. Учитывая отсутствие средств движения, продолжительность работы орошения 7-8 час.

Некоторые спасательные шлюпки (и плоты) оборудуются опреснительными аппаратами для получения 1 литра воды на человека за два дня (0,5 митра воды — на спасательном плоту).

Плавучесть спасательной шлюпки – обеспечивается, во-первых, запасом плавучести корпуса самой шлюпки, во-вторых, запасом плавучести, образованным установкой воздушных ящиков и, в-третьих, за счет утолщенных бортов пластмассовых шлюпок (трехслойная конструкция) (рисунок 3.6).

Спасательная шлюпка практически непотопляема!

Воздушные ящики представляют собой полые, герметично запаянные емкости, повторяющие обводы борта шлюпки. В конструкциях некоторых типов спасательных шлюпок воздушные ящики заполняют объемным полиуретаном (пенопластом и т.п.) для исключения проникновения воды при нарушении герметичности. Таким образом, запас плавучести обеспечивает положительную остойчивость даже полностью затопленной открытой спасательной шлюпки.

Обеспечение плавучести спасательной шлюпки связано с сохранением ею остойчивого состояния. Требования современных правил таковы:

  • надводный борт шлюпки должен быть не менее 1/10 высоты борта шлюпки при размещении половины штатного состава людей по одну сторону от диаметральной плосткости.

Недостатком открытых спасательных шлюпок является их заливаемость водой, а также слабая защита от осадков и экстремальных температур.

Закрытые шлюпки в этом выгодно отличаются. Однако при опрокидывании шлюпки люди попадают в почти безнадежное положение. Для избежания подобных ситуаций современные спасательные шлюпки все чаще строят самовосстанавливающимися (рисунок 3.7). Переворачивание шлюпки в нормальное положение осуществляется двумя способами. При пассивном способе закрытие шлюпки имеет цилиндрическую форму либо асимметричную надстройку. Иногда самовосстановление происходит установкой над шлюпкой дополнительной плавучести.

При активном способе самовосстановления используется система перетекания жидкости из днищевой балластной цистерны шлюпки в несимметричный бортовой отсек (рисунок 3.8).

Средний рейтинг
Еще нет оценок
Мой рейтинг:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *