Дежурные шлюпки

Дежурные шлюпки (rescue boat) являются специальным спасательным средством, которое должно находиться на судне в постоянной готовности для немедленного использования. Подготовка и спуск дежурной шлюпки должны быть произведены в течение 5 минут.

Дежурная спасательная шлюпка предназначена для спасения человека, оказавшегося за бортом, а при оставлении судна, во-первых, для подбора людей из воды и, во-вторых, для сбора спасательных плотов. Поэтому двигатель дежурной шлюпки должен обеспечить скорость 6 узлов в течение 4 часов и буксировку двух плотов со скоростью 3 узла на тихой воде.

Суда валовой вместимости менее 500, не имеющие на борту спасательных шлюпок, должны иметь дежурную шлюпку, а все пассажирские суда — по одной на каждом борту. В качестве дежурной может быть использована спасательная шлюпка, отвечающая всем требованиям, предъявляемым к дежурным шлюпкам, и назначенная приказом капитана.

Дежурные шлюпки могут быть жесткими, надувными или комбинированными. При этом надувные должны быть всегда в надутом состоянии, а двигатели — стационарные или подвесные (бензиновые) — в постоянной готовности к запуску.

Минимальная длина дежурной шлюпки 3,8 метра, а максимальная – 8,5 метра.

Дежурная шлюпка должна вмещать не менее 6 человек, в том числе один – лежа на носилках, остальные – сидя.

Для спуска дежурной шлюпки используются шлюпбалки, поворотная шлюпбалка, грузовые стрелы и, в редких случаях, слип. Дежурные шлюпки должны находится на судне в надутом состоянии под спусковыми устройствами в постоянной готовности. Прочность днища должна обеспечивать спрыгивание в шлюпку людей с высоты 3 метров.

Требования к плавучести дежурных шлюпок соответствуют требованиям к спасательным шлюпкам. Конструкция шлюпок допускает их спуск на ходу судна, идущего со скоростью до 5 уз на тихой воде. Шлюпки окрашены в оранжевый цвет, а на их закрытиях нанесены кресты. Гребной винт снабжен защитным приспособлением. Частично закрытая дежурная шлюпка в случае опрокидывания должна возвращаться в первоначальное положение при приложении усилия одного человека, а полностью закрытая дежурная шлюпка жесткой конструкции должна быть самовосстанавливающегося типа. Прочность жесткой дежурной шлюпки обеспечивает ее сброс на воду с высоты 3 м без повреждений, а спускоподъемное приспособление для полностью нагруженной жесткой дежурной шлюпки позволяет производить отдачу гаков одним человеком.

Надувные дежурные шлюпки должны иметь транцевую корму или эквивалентную конструкцию для крепления приводного двигателя. Шлюпки должны быть самоосушающимися или иметь эффективные средства осушения. Конструкция надувной дежурной шлюпки должна позволять одному человеку возвращать ее в первоначальное положение из опрокинутого состояния. Прочность надувной шлюпки обеспечивает возможность ее сбрасывания на поверхность воды с высоты 3 м с полным снабжением и спусковой командой. На судне дежурная надувная шлюпка хранится в надутом состоянии под спусковыми устройствами. Спускоподъемное приспособление для полностью нагруженной надутой дежурной шлюпки обеспечивает отдачу гаков с одной точки.

СПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА СПАСАТЕЛЬНОЙ ШЛЮПКИ

Для спуска на воду спасательных шлюпок (кроме шлюпок свободного падения) используются шлюпбалки различных типов. В недавнем времени распространенными были радиальные поворотные шлюпбалки, которые требовали много времени и усилий для спуска шлюпок — рисунок 3.11. Их заменили на более удобные заваливающиеся шлюпбалки различных типов: системы инженера Иолко; серповидные; S-образные и др., показанные на рисунке 3.12.

В настоящее время наиболее распространенными на судах являются гравитационные шлюпбалки, вываливание которых происходит под действием силы тяжести самой шлюпки после отдачи стопора шлюпочной лебедки. Применяют: скользящие или скатывающиеся (распространены на пассажирских судах); склоняющиеся; одно-, двух- и четырехшарнирные, гравитационные шлюпбалки, представленные на рисунках 3.13-3.16.

Шлюпочные лебедки бывают с ручным (редко) и с электрическим приводом. Лебедки с электрическим приводом имеют центробежный тормоз для обеспечения требуемой скорости спуска спасательных средств, ручной тормоз (ленточный стопор) для замедления и стопорения спуска шлюпки, стопорное устройство (стопорную собачку, само-тормозящую передачу) для предотвращения самопроизвольного спуска шлюпки при ее подъеме, ручной привод. На каждой шлюпбалке установлен конечный выключатель, отключающий питание приводного двигателя прежде, чем шлюпбалка дойдет до упора. После срабатывания конечного выключателя дальнейшее заваливание шлюпбалки со шлюпкой обеспечивается ручным приводом.

Средний рейтинг
Еще нет оценок
Мой рейтинг:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *