Спасательные плоты

Типы спасательных плотов

Спасательный плот предназначен для использования в качестве средства коллективного спасения пассажиров и экипажа надводных морских судов, плавучих сооружений и средств.

Плот обеспечивает поддержание на плаву в морских условиях расчетного количества людей, предохраняет их от воздействия непогоды и резких колебаний температуры.

Спасательные плоты, устанавливаемые на судах, бывают жесткие и надувные.

Жесткие спасательные плоты изготавливают из легких сплавов или пластмассы. Они состоят из замкнутой плавучести (трубы) с наполнителем из пенопласта и двойного днища, разделенного на ряд водонепроницаемых отсеков для размещения снабжения. С обеих сторон настила днища установлены водонепроницаемые лючки с крышками, через которые осуществляется доступ к снабжению при плавании плота любой стороной вверх. На горизонтальных поверхностях установлены реечные банки для сидения. По периметру плота уложен и закреплен тент с полиэтиленовыми дугами. Тент имеет два входа, закрываемые шторками, и сборник дождевой воды. Плот снабжен обухами (петлями) для крепления подъёмных стропов, входными трапами, фалинем и скобами для крепления буксирного троса.

Большее распространение получили надувные спасательные плоты из-за ряда своих достоинств:

  • занимают мало места
  • имеют небольшой вес
  • легко приводятся в действие

Вместимость надувных плотов колеблется от 6 до 25 человек, но на яхтах и катерах могут устанавливаться плоты вместимостью менее 6 человек.

Помимо спасательных плотов для грузовых и пассажирских судов, разрабатываются также ряд специальных плотов, включая плоты для военно-воздушных сил, переворачивающиеся плоты (спасательные плавсредства) для пассажирских судов, совершающих рейсы во внутренних и прибрежных водах.

Надувные спасательные плоты в свою очередь делятся на два вида: спускаемые и сбрасываемые.

Спускаемый спасательный плот приводится в рабочее положение (надувается) на борту судна, выводится за борт, здесь же осуществляется посадка людей и плот с людьми спускается на воду. Для спуска плота на воду используется плот-балка, поворачиваемая при помощи гидравлического привода (рисунок 3.20)

Более распространены сбрасываемые спасательные плоты. Они обычно устанавливаются на ложементах и найтовами через гидростатическое устройство надежно крепятся к палубе (рисунок 3.21). На одном ложементе могут устанавливаться несколько плотов, закрепленных одним гидростатом.

На судах можно встретить спасательные плоты, выпускаемые различными фирмами многих стран. Например, российские спускаемые плоты ПСНП-6 и ПСНП-10, сбрасываемые ПСН-6МК и ПСН-10МК; английские -фирмы «Бофорт»; сбрасываемые плоты типа X вместимостью 6, 8, 10, 12, 16, 20 и 25 человек (рисунок 3.22); спускаемые типа Q вместимостью только 25 человек (рисунок 3.23); сбрасываемые типа R для малых судов ка б и 8 человек (рисунок 3.24); плоты типа R/UK для малых судов и яхт; фирмы RFD: сбрасываемые плоты типа ММ вместимостью от 4 до 25 человек (плоты на 4-12 человек имеют надувные арки, а плоты на 15-25 человек — надувные пиллерсы) (рисунок 3.25); фирмы «Dunlop»: плоты типа «Seafarer» (рисунок 3.26), а также плоты различных фирм ФРГ, Польши, США, Норвегии, Японии, Швеции («Viking») и др. (рисунки 3.27-3.31).

УСТРОЙСТВО НАДУВНОГО ПЛОТА

Конструкция надувного плота должна быть такой, чтобы он не повреждался при сбрасывании с высоты 18 метров и выдерживал нахождение на плаву в течение 30 суток при любых морских условиях. Он должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты не менее 4,5 метра.

Надувные спасательные плоты изготавливаются из прорезиненной или синтетической ткани и состоят из двух камер плавучести, расположенных одна над другой, арок (дуг) или стоек (пиллерсов), поддерживающих тент, тента, двойного днища и системы газонаполнения.

Камера плавучести состоит из двух автономных отсеков, расположенных один над другим, и устроена так, что в случае повреждения одного из отсеков или в случае, если один из отсеков не будет надут, неповрежденный отсек может поддержать на плаву число сидящих людей, допускаемое к размещению. (После гибели теплохода «Памяти Меркурия» на одном из спасательных плотов ПСН-10 МК спаслись 23 члена экипажа).

Каждый отсек снабжен предохранительным клапаном, клапаном для подкачки его при помощи ручного меха и клапаном выпуска.

Верхний отсек камеры плавучести выполнен совместно с опорами тента. Наполнение опор производится автоматически через невозвратные клапаны, расположенные в верхнем отсеке камеры плавучести. Опоры тента имеют клапан подкачки и клапан выпуска.

Нижний отсек камеры плавучести со стороны входного отверстия имеет надувную площадку, предназначенную для облегчения входа внутрь плота. Наполнение площадки осуществляется из нижнего отсека камеры плавучести через калиброванное отверстие. Площадка имеет клапан выпуска.

Днище плота двухслойное и обеспечивает изоляцию от холода. Наполнение днища осуществляется с помощью ручного меха через клапан подкачки. Для выпуска воздуха на днище имеется клапан выпуска. С наружной стороны днища расположены четыре балластных отсека, вспомогательный трап и светоотражающие полосы.

Балластные отсеки обеспечивают остойчивость плота на волне и уменьшают скорость дрейфа плота на ветру.

Вспомогательный трап служит для переворачивания плота в случае, если он при наполнении окажется днищем вверх.

Тент плота двухслойный, состоит из наружной и внутренней обшивок. Воздушная прослойка между обшивками наполняемая ртом служит для изоляции и способствует сохранению оптимальных температурных условий внутри плота.

На тенте имеются два входных отверстия (на плоту ПСН-6МК — одно), устройство для сбора дождевой воды, вентиляционные отверстия, окна, (на плоту ПСН-6МК — одно), световозвращающие полосы, аварийно-поисковый огонь, внутреннее электроосвещение, патрубок для вывода антенны и плавающий нож.

Входное отверстие выполнено в виде рукава, который для герметичности затягивается шнуром.

Вентиляционные отверстия, расположенные над входными отверстиями, служат для обмена воздуха при закрытых входных отверстиях.

Внутри плота имеются инструктивные наклейки, предназначенные для организации и облегчения правильных действий людей, терпящих бедствие.

С наружной и внутренней стороны камеры плавучести закреплены леера.

У входных отверстий с внутренней стороны расположены трапы для облегчения входа внутрь плота. На плоту ПСН-10МК с противоположной стороны от надувной площадки расположен трап для облегчения подъема внутрь плота.

Система газонаполнения служит для наполнения газовой смесью камер плавучести, опор тента и площадки, и состоит из:

  • баллона (обычно наполненного С02);
  • пускового устройства;
  • магистрали подвода компонентов;
  • предохранительных клапанов.

СНАРЯЖЕНИЕ НАДУВНОГО ПЛОТА

Якорь плавучий выполнен по типу парашюта и служит для уменьшения скорости дрейфа плота на ветру. Крепится якорь при помощи дректова, имеющего два вертлюга.

При упаковке плота плавучий якорь укладывается так, чтобы при наполнении плота он автоматически оказывался в воде, а плот устанавливался входными отверстиями под углом 90° к направлению ветра. Плавучий якорь может быть использован для маневрирования и передвижения плота на короткие расстояния.

Кольцо спасательное с плавучим линем, длиной 30 м, предназначается для подачи помощи людям, находящимся в воде, вдали от плота.

Мех ручной используется для подкачки отсеков камеры плавучести, опор тента и днища. Мех со шлангом располагается внутри плота.

Нож плавающий служит для отрезания, в случае необходимости, пускового линя. Нож может служить и для обработки пойманной рыбы. В целях безопасности режущая кромка ножа утоплена относительно боковой поверхности. Нож имеет шкерт для привязывания и размещается снаружи на тенте у входного отверстия, над буксировочным устройством.

Черпак и губки используются для удаления попавшей в плот воды и крепятся к внутреннему лееру у входного отверстия.

Аварийно-поисковый огонь предназначен для облегчения поиска плота в темное время суток.

Источником питания служит батарея, которая после погружения в воду обеспечивает нормальное горение лампы накаливания в течении не менее 12 ч. Дальность видимости огня в условиях темного времени суток при ясной погоде около 2 миль.

Инструкция по сохранению жизни на спасательном плоту и таблица спасательных сигналов закреплены к лееру внутри плота. В инструкции даны рекомендации по оказанию первой помощи пострадавшим и по поведению людей, находящихся на плоту.

Контейнер для аварийного снабжения представляет собой рукав из прорезиненной ткани, стягиваемый с торцов жгутами. Контейнер предназначен для предохранения предметов аварийного снабжения и ремонтных материалов от повреждений и влаги.

Контейнер укладывается внутрь плота и прикрепляется к внутреннему лееру.

Предметы аварийного снабжения и ремонтные материалы упаковываются в контейнер в определенном порядке.

Средства сигнализации:

  • радиолокационный маяк-ответчик (SART);
  • УКВ переносная радиостанция;
  • 4 красные парашютные ракеты;
  • 6 красных фальшфейеров;
  • 2 плавучие дымовые шашки;
  • электрический водонепроницаемый фонарь;
  • сигнальное зеркало (гелиограф) и сигнальный свисток.

Запуск сигнальных средств должен производиться в соответствии с инструкциями, приведенными на корпусах ракет, шашек и фальшфейеров.

Во избежание попадания искры на плот запуск производится с подветренной стороны плота.

Фонарь электрический сигнальный предназначен для применения в качестве сигнального и осветительного прибора. В комплект фонаря входят: фонарь с лампой накаливания, одна лампа накаливания, четыре элемента питания, и инструкция по эксплуатации.

Дальность видимости сигнала, ночью при коэффициенте прозрачности атмосферы 0,8 — не менее 4,6 км.

Фонарем можно подавать прерывистые сигналы или сигналы азбуки Морзе.

Сигнальное зеркало (гелиограф) предназначено для аварийной сигнализации при помощи подачи световых сигналов с плота на проходящие корабли или самолеты в солнечную погоду.

В солнечные дни сигналы зеркала видны на расстоянии до 20 км. Инструкция по пользованию изложена на зеркале.

Таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не менее 48 часов на человека;

По одному гигиеническому пакету на человека;

Рыболовные принадлежности;

Сигнальный свисток предназначен для подачи звуковых сигналов в тумане при плохой видимости. Дальность слышимости свистка примерно вдвое больше дальности слышимости голоса.

Аптечка первой помощи. Содержимое аптечки герметично упаковывается в полиэтиленовый мешочек и банку.

Пищевой рацион плота составляется из расчета не менее 10000 кДж на каждого человека, из числа допустимого к размещению на плоту.

Вода консервированная питьевая — из расчета 1,5 л на каждого человека, из числа допустимого к размещению на плоту.

Уголковый отражатель предназначен для обнаружения плота в условиях плохой видимости судовыми радиолокационными станциями.

В контейнере также имеется консервовскрыватель дорожный, стакан градуированный, запасные батареи электропитания.

В мешок со снаряжением укладываются теплозащитные средства, якорь плавучий (запасной), складные плавучие весла, пакеты для сбора дождевой воды и гигиенические пакеты.

Складные плавучие весла предназначены для маневрирования плотом и передвижения на короткие расстояния. Перед использованием весла должны быть собраны.

Теплозащитное средство предназначено для снижения потери тепла телом человека как конвективным путем, так и через испарение.

УСТАНОВКА ПСН НА СУДНЕ (ПЛОТ СПАСАТЕЛЬНЫЙ НАДУВНОЙ)

Плоты на судне хранятся в стеклопластиковых контейнерах, которые устанавливаются на ложементах и найтовами через гидростатическое устройство надежно крепятся к палубе.

Конструкция контейнеров обеспечивает:

  • надежную защиту плота от воздействия влияний атмосферных явлений, механических повреждений и морской воды;
  • легкий доступ к уложенному в нем плоту для проведения работ по переукладке и замене комплектующих деталей.

Чехол упаковочный служит для предохранения плота от повреждений при эксплуатации.

Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтова – ручной и автоматический.

Для ручного освобождения плота от найтова достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирующее звено. Есть устройства, у которых освобождение найтова происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтова. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом. В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат – устройство, отдающее найтов на глубине не более 4 метров.

По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.

В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленным на подпружиненной мембране (рис. 8.22). Пространство над мем- браной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 метров внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезается веревочная петля, удерживающая найтов.

Гидростат разобщающего типа (рис. 8.23). Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент. Корпус данного гидростата разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

Отсоединяющаяся головка, к которой крепится найтов, удерживается изнутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.

Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитана на то, что под давлением воды произойдет освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приведет к освобождению плота от найтова.

При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера. Соединение пускового линя с судном осуществляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена достаточна для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При дальнейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного конца самого пускового линя. Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому при ручной отдаче первое, что необходимо сделать до отдачи найтова, – выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструкции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая вставка в пусковой линь или надрез на лине.

Пусковой линь длиной 36 м служит для приведения в действие баллона С02 системы газонаполнения спасательного плота. К судну пусковой линь крепиться с помощью «слабого звена», разрывающегося при усилии 150-180 кгс.

Установка плотов на судах производится специально обученным персоналом, знающим основные правила по размещению на судах и хранению плотов, а также принцип работы разобщающих гидростатических устройств и правила их установки на судах.

При этом должны быть выполнены следующие требования:

1) пусковой линь должен быть надежно закреплен в соответствии с Правилами Регистра;

2) должен быть обеспечен свободный доступ к торцам плотов со стороны палубы и возможность переноски плотов к бортам, если плоты расположены по ширине палубы судна;

3) должна быть обеспечена сохранность плотов от повреждений буксирными тросами, швартовыми, грузовыми средствами и грузами;

4) не должно быть препятствий для сбрасывания плотов за борт в неблагоприятных условиях дифферента и при 20° крена на любой борт;

5) вблизи мест хранения плотов не должно быть горюче-смазочных материалов, кислот и щелочей;

6) должна быть обеспечена возможность использования каждой группы плотов независимо от спуска других спасательных средств;

7) высота установки плотов над ватерлинией не должна быть более 18 м при наименьшей эксплуатационной осадке судна;

8) расположение плотов в два и более яруса без зазоров не допускается;

9) в местах установки плотов должны быть предусмотрены средства освещения, трапы, сетки или другие средства для посадки людей на плот, устройства, предотвращающие попадание воды с судна.

СПУСК СПАСАТЕЛЬНЫХ ПЛОТОВ И ПОСАДКА В НИХ

Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в него наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

Перед посадкой в надувной спасательный плот командир плота изымает у спасающихся ножи, отвертки и другие колющие и режущие предметы.

Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривают следующие действия:

  • освободить найтов;
  • вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. Допрыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьезным травмам;
  • вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;
  • раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь.

Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специальные лямки, взявшись за которые руками и упершись в край днища ногами можно плот перевернуть в нормальное положение.

Так как плот имеет большую парусность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот;

  • переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим;
  • можно прыгать на плот с высоты до 4,5 метра, если есть уверенность, что в нем нет людей;
  • можно спуститься по штормтрапу;
  • можно спуститься по спасательному шкентелю с мусингами;
  • можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;
  • помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).

После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:

  • отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя;
  • выбрать плавучий якорь;
  • подтянуть водяные карманы, для чего необходимо потянуть за штерт, который прикреплен к нижней части кармана, затем выдавить воду из кармана, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт;
  • использовать весла из аварийного запаса.

Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:

  • образование воронки при погружении судна под воду;
  • возможность взрыва при пожаре;
  • всплытие с тонущего судна крупных плавающих предметов;
  • возможность заваливания судна на борт.

После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна.

Объединение спасательных средств позволяет:

  • равномерно распределить людей, воду, продукты питания и т. п.;
  • более рационально использовать средства сигнализации;
  • более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, ловля рыбы и т. п.).

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат места гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поставить плавучие якоря и опустить водяные карманы.

Средний рейтинг
Еще нет оценок
Мой рейтинг:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *