Системы замера груза

Существуют системы замера дистанционные и местные.

Местные замеры выполняются непосредственно на танке и являются наиболее точными.

три основные системы дистанционного замера

Дистанционные замеры предназначены для грубого подсчета груза на борту и определения скорости (rate) грузовых операций. В настоящее время на многих судах все расчеты основаны на дистанционном контроле груза, так как точность таких систем повышается с каждым годом.

На рисунке изображены три основные системы дистанционного замера:

  • a. Радар – основан на Допплеровском методе отражения волн от поверхности. Позволяет точно замерить бесконтактным методом. Радар требует очистки рабочей поверхности радара перед погрузкой, удобен в использовании. В некоторых моделях наблюдается большая поправка при заполнении танка более 95%.
  • b.Поплавковый. Поплавок движется по направляющим, вытягивая или вытравливая мерительную ленту, позволяя определить расстояние до поверхности груза. При подсчете требуется учет поправок плотности груза. Требует довольно частого обслуживания, имеется возможность порчи груза,из-за протечек через поплавок или из базы. Позволяет замерять местно в ручном режиме.
  • c.Поплавковый.  Поплавок одет на трубку, в которой находиться сенсорный кабель. В поплавке находиться магнит, поднимаясь вместе с грузом, замыкаются контакты, информация об этом передается на внешнее устройство отображения информации. Недостатком является также учет плотности груза, но по сравнению с первым, требует меньше времени на обслуживание

Для местных замеров используют  переносные рулетки, которые, как правило, выполняют несколько функций: замер уровня груза, температуры и определение уровня воды в грузе.

Такими рулетками производят замер груза через специальный клапан, удерживающий пары груза в танке, и имеющий соответствующее соединение. Для каждого танка или же группы танков рассчитывают поправку для определения точного уровня груза на высоту рулетки.

При проведении замера, рулетку обязательно заземляют, а по окончании замеров, ленту и сенсор очищают от остатков груза.

По мере необходимости к клапану можно подключать и другие устройства: пробоотборник закрытого типа, манометр или же шланг заполнения танка Азотом в рейсе.

Виды Замеров

Итак, разобравшись, чем мы мерим, разберемся теперь, что мы мерим и зачем?

Ответим сначала частично на вторую часть вопроса: все замеры делаются с целью определения количества груза на судне и/или в танке, но для этого еще нужно знать температуру груза, а также крен и дифферент, но об этом ниже.

Итак, что и как мы мерим?

  • а. Взлив груза – расстояние от днища танка до верхней границы груза в точке замера
  • b. Пустоту в танке – расстояние от мерительного лючка до уровня груза
  • с. Пустоту в танке – расстояние от палубы да уровня груза

Мы видим, что пустоту мерят двумя разными способами, в зависимости от расчетных таблиц или программы подсчета груза. Как правило, замеры а  и с производят через специальную мерительную трубку.

Расчет количества груза

Для расчета количества груза в танке, в течение погрузки/выгрузки нет необходимости каждый раз уточнять поправки на температуру, крен и дифферент, округляя их мы, уменьшаем затраченное время на подсчет, особенно, когда все расчеты производятся вручную.

По данным замера груза находим табличное значение объема груза на осредненный дифферент, или же усредняем поправку на дифферент. Исходя из полученных данных, и зная общее количество груза или предыдущее значение, получаем скорость погрузки/выгрузки и время окончания грузовых операций.

Замеры груза делятся по типу:

  1. Открытый
  2. Ограниченный
  3. Закрытый

При совершении замера Открытым или Ограниченным способом рулетка должна быть заземлена.

После погрузки грузов, способных аккумулировать статистический заряд или имеющие низкую температуру воспламенения, замеры производятся через 30 минут и только заземленной рулеткой после последней операции с грузом.

Замер груза электронной рулеткой через клапан, ограничивающий выход паров груза, считается Закрытым

Уход за электронными рулетками:

По окончании замера сорта груза, разматывается мерная лента на рулетке и протирается ветошью и/или пропаривается для удаления остатков груза.

При использовании одной рулетки для разных сортов груза, после каждого сорта груза, рулетка очищается.

Запрещено хранить рулетки с остатками груза

Не реже, чем раз в месяц производится замена батареи

Раз в три месяца проверяются показания датчика температуры

Ежегодно – освидетельствование береговыми специалистами

Замер температуры груза в танке

Любая жидкость изменяет свою плотность при повышении или понижении температуры от стандартной. Поэтому может занимать различный объем, сжимаясь при охлаждении и расширяясь при нагреве.

Снимая замеры груза, имеем уровень груза и его температуру. По уровню груза, находим объем груза в танке, но знать объем груза в танке еще не достаточно для расчета. Полученный объем приводят к объему груза при стандартной температуре, перемножая на коэффициент расширения.

Стандартной температурой считается 15°С или 60°F.  Объем груза при стандартной температуре перемножают на плотность груза и получают вес груза. Складывая вес груза по танкам, получаем общее количество груза. Так же вес груза по танкам учитывается при расчете устойчивости судна, крутящих и изгибающих моментов

Для некоторых грузов есть специальные таблицы плотности, в зависимости от температуры, когда плотность груза значительно меняется и плотность неравномерна.

Правильный замер температуры дает более точный подсчет груза в танке. Если при замере уровня груза ошибка в 1-2 сантиметра даст 0.01% от веса груза, то ошибка в 1-2°С даст ошибку в 1-2% от общего веса груза.

Для замера груза используются специальные термометры, помещенные в металлический или медный корпус, или использование температурного сенсора электронной рулетки. Все термометры калибруются ежеквартально или раз в полгода. Вместе со стандартным термометром (откалиброванном на берегу), и имеющем сертификат, замеряется две температуры 10-20°С и 40-60°С, после чего составляется акт о калибровке инструмента. Поправки термометра учитываются при подсчете груза.

Правильный замер температуры груза в танке

Обычный термометр

Для уменьшения времени на замер груза, лучше всего расставить термометры заблаговременно в следующей последовательности, три положения: верхнее, среднее и нижнее.

Нижнее положение ¼ высоты взлива груза от днища танка

Среднее положение – половина высоты груза

Верхнее положение – ¼ высоты взлива от верхнего уровня.

При отсутствии времени, поочередно промеряют температуру груза в этих трех положениях. В каждом из этих положений термометр должен оставаться не менее 5 минут.

Электронный термометр

Замеряется так же в трех положениях, время на замер уменьшается до двух минут. Нет необходимости вытаскивать термометр из танка, так как замер отображается на дисплее.

Средний рейтинг
Еще нет оценок
Мой рейтинг:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *