Безопасность на морском транспорте — Часть 2

Меры безопасности при работе с грузом

Во-первых, значительный электростатический заряд может формироваться  при  движении жидкости по трубопроводу с определенной скоростью. И наличие  в  трубопроводе изолированных участков приводит к тому, что в них  происходит  накапливание  электростатического заряда.

Фланцевые соединения  всех трубопроводов в районе грузовой палубы, независимо от того,  жидкость или газ по ним перекачиваются, должны быть оборудованы токопроводящими шинами (перемычками), обеспечивающими надежное электрическое соединение всех участков трубопровода в единую электрическую цепь.

Кроме того все трубопроводы должны быть  электрически  соединены с корпусом судна.

Линейная скорость потока  груза в трубопроводе в каждый отдельный танк, на начальном этапе налива, не должна превышать 1 м/с

Во-вторых, налив  груза с такой интенсивностью должен продолжаться до тех пор, пока  прекратиться  разбрызгивание жидкости и её аэрирование (захватывание внутрь жидкости пузырьков воздуха).

Налив с линейной скоростью потока 1 м/с продолжается до тех пор, пока не прекратится разбрызгивание груза внутри танка и  приемные патрубки будут покрыты грузом.

После чего интенсивность налива можно увеличивать.

Максимальная  линейная скорость потока груза в трубопроводе  не должна превышать 7 м/с в каждый отдельный танк.

При  освобождении трубопроводов от остатков  груза после окончания погрузки/выгрузки на танкерах  довольно часто используется процедура их  «продувки» сжатым воздухом, инертным газом или азотом. При осуществлении такой операции всегда следует  помнить, что продувка трубопроводов сжатым воздухом после  перекачки светлых трубопроводов   КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА. В таком случае необходимо использовать ТОЛЬКО ИНЕРТНЫЙ ГАЗ ИЛИ АЗОТ. Следует также помнить, что  продувка «на судно» приводит к попаданию внутрь груза некоторого количества газов, что также увеличивает  электростатический заряд на поверхности груза.

Погрузка «через верх» приводит к свободному падению  жидкого груза в танк. Помимо того, что груз разбрызгивается при контакте с днищем танка (см. выше), опасно само  движение струи груза в газовой среде. При таком способе погрузки  величина  электростатического заряда на поверхности груза увеличивается многократно, что приводит к  образованию искрового разряда уже в  начальный момент налива (яркий пример – взрыв на танкере «Людвиг Свобода» в 1984 году).

Свободное падение струи груза, способного аккумулировать  электростатические заряды, в грузовой танк должно быть исключено!

Наличие воды в грузах, способных  аккумулировать  электростатические заряды, вопреки расхожему мнению о том, что  вода  обеспечивает электропроводность груза, и поэтому  электростатический заряд в грузе не образуется, приводит к  увеличению заряда на поверхности  груза в 30 раз! Такое увеличение происходит скачкообразно, после того, как закончится  «оседание» воды на дне танка ( Взрыв на танкере «Морис Бишоп»в 1985 году)

Подача в атмосферу танка острого пара («пропарка») во время мойки грузовых танков, также как и  сам процесс распыления воды через сопла моечных машинок, приводят к образованию внутри танка значительного электростатического заряда.

Мойка водой и пропаривание грузовых танков допускается  только во взрывобезопасной атмосфере (с пониженным содержанием  кислорода или  при концентрации паров  груза ниже 20% от НПВ).

Замеры уровня груза и отбор проб,  как и любая операция с грузом четко регламентированы в отношении предотвращения  электростатического заряда. Заряд на поверхности груза может оставаться довольно длительное время. Так  для  нефтепродуктов время «релаксации» заряда, принимается равным 30 минутам.

Поэтому опускать в танк незаземленные металлические предметы  запрещено в течение 30 минут с момента  прекращения поступления груза в танк.

Техника заземления объёктов на корпус судна перед их использованием довольно широко распространена. Так все шланги, которые используются  для  обеспечения привода  пневмо- и гидро- инструмента, мойки танков, имеют  внутри специальную вставку, обеспечивающую их  электропроводность. Более того, соединения  таких шлангов должны иметь надежный электрический контакт с токопроводящей частью шланга, то есть быть электрически соединены между собой.  Довольно часто персонал судна  забывает об этом при  ремонте шлангов или замене соединений.

Токсичность

Способность вещества оказывать  вредное воздействие на биологические ткани живого организма называется токсичностью. Помимо  пожарной опасности подавляющее большинство грузов, перевозимых на танкерах,  являются в той или иной степени опасными для здоровья  человека. Эффект  вредного воздействия  токсина  зависит от его химической природы, концентрации и путей проникновения в организм. Чаще всего отравление  на танкерах происходит по причине вдыхания (ингаляции)  воздуха, загрязненного токсичными веществами, или при непосредственном контакте кожных покровов с токсином. Вдыхание вредных паров может вызвать:

  • Потерю обоняния
  • Головокружение
  • Головную боль
  • Раздражение слизистых оболочек носоглотки и глаз
  • Потерю координации
  • Потерю самоконтроля
  • Нарушение деятельности мозга
  • Нарушение деятельности нервной системы
  • Нарушение функций внутренних органов
  • Остановку дыхания
  • Потерю сознания
  • Смерть.

Основные  меры пожарной безопасности на танкерах

Режим курения

 Курение на танкерах не запрещено, поскольку любой запрет вызывает обратную реакцию, а регламентировано. Прежде всего,существуют довольно жесткие требования к помещениям, в которых  разрешено курение.

Такое помещение не должно иметь отверстий (иллюминаторов) и дверей,  выходящих непосредственно на грузовую палубу. Выход из курительной комнаты должен  быть  отделен  от  выходов на открытую палубу 2-мя закрытыми дверьми. Использование ЗАЖИГАЛОК НА ТАНКЕРАХ ЗАПРЕЩЕНО ВООБЩЕ, поскольку зажигалки являются предметами, представляющими повышенную пожарную опасность. Падение зажигалки на палубу, случайная искра, взрыв при повышенной температуре – вот  перечень лишь некоторых опасностей, которые может вызвать использование зажигалки на танкере. Спички, которые используются на танкерах, также должны соответствовать некоторым требованиям. Во-первых, спички должны быть  «безопасного типа» (Safety Matches), что исключает их  возгорание  при трении о любые другие поверхности, нежели специальное напыление на спичечном коробке. Во- вторых  использование спичек допускается ТОЛЬКО в курительной комнате. Курительная комната  должна быть оборудована специальными пепельницами, исключающими выпадение окурков при качке судна (ведро с водой, песком, пепельницы, оборудованные специальными решетками и пр.), переносными  средствами тушения и пожарной сигнализацией, а также иметь на двери  надпись «Designated Smoking Room» — «Помещение — предназначенное для курения».

НОШЕНИЕ в карманах СИГАРЕТ И СПИЧЕК ЗА ПРЕДЕЛАМИ КУРИТЕЛЬНОЙ КОМНАТЫ  ЗАПРЕЩЕНО!

Использование камбузного оборудования.

Зоной особого риска на любом судне является камбуз. В июле 2002 года вступило в силу новое требование СОЛАС 74 в отношении  фритюрниц, используемых на судах, поскольку именно возгорание масла или жира – самые распространенные случаи пожаров на камбузе. Согласно новым требованиям СОЛАС, устройства для  приготовления пищи в кипящем масле (Deep Fat Cooking Equipment), которые используются на судах, должны быть оборудованы:

  • Системами  ручного или автоматического тушения.
  • Первичным и вторичным термостатами, снабженными сигнализацией  о выходе любого из них из строя.
  • Устройством автоматического отключения электропитания при срабатывании  системы тушения.
  • Звуковой и световой сигнализацией срабатывания системы тушения.
  • Четко обозначенным и простым в управлении устройством  ручного запуска системы тушения.

Помимо пожарной опасности, камбуз представляет собой  источник повышенной опасности  непосредственно для персонала. Падения, ушибы, ожоги и порезы – вот  лишь небольшой перечень  наиболее распространенных травм персонала, работающего  в пищеблоке судна.  Поэтому  весьма важно  поддерживать чистоту и порядок на камбузе,  своевременно производить уборку  палубы, держать её сухой и чистой,  использовать соответствующую спецодежду и обувь, крепить камбузное оборудование и инвентарь при  плавании судна.

Переносное электрооборудование.

Все  переносное электрооборудование,  которое используется за пределами  жилых помещений ( фонари, радиостанции и пр), должно быть ОДОБРЕННОГО ТИПА. Одобренный тип электрооборудования предполагает  его полное соответствие  требованиям класса судна. Танкер можно условно разделить на 2 зоны: безопасная зона, где в процессе нормальной эксплуатации судна исключено  образование  взрывоопасных  смесей, и зона опасная, где возникновение таких смесей возможно.. Опасная зона  включает в себя:  район грузовой палубы, грузовые танки, насосные отделения, коффердамы и  любые помещения, прилегающие к грузовым танкам. Соответственно, только  электрооборудование одобренного и безопасного типа допускается к использованию в таких зонах. Для того, чтобы определить пригодность электрооборудования к использованию в той или иной зоне судна, существуют одобренные типы классификации и маркировки электрооборудования. Только электрооборудование  мощностью менее 25 мВт, питающееся от сети с напряжением менее 1,2 вольт и силой тока менее 0,1 Ампер не классифицируется как  электрически опасное оборудование (электронные часы, калькуляторы и пр.).  Единых международных требований по классификации и маркировке электрооборудования на сегодняшний день нет, хотя ИМО  признает  и использует в своих нормативных  документах  рекомендации Международной Электротехнической Комиссии по устройству, освидетельствованию и маркировке электрооборудования. Согласно классификации Комиссии, существует 3 зоны опасности:

Зона 0 – в которой, с высокой степенью вероятности, в течении длительного промежутка времени или постоянно, существует опасность  наличия  воспламеняющихся паров.

Зона 1 – в которой  существует опасность кратковременного присутствия  воспламеняющихся газов.

Зона 2 —  в которой наличие  воспламеняющихся газов и паров  при нормальных  условиях маловероятно.

Однако на  танкерах, как указывалось выше, существует ТОЛЬКО ДВЕ ЗОНЫ – опасная и безопасная. Кроме того, всё электрооборудование  делится на 2  группы, в зависимости от  типа опасности:

Группа I – оборудование  для использования в шахтах, где  существует возможность воспламенения шахтного газа (смеси метана) и/ или угольной пыли.

Группа II —  оборудование для использования в иных взрывоопасных средах, нежели шахтный газ и угольная пыль.

В зависимости от того, где и как используется электрооборудование, выбирается степень её  защиты. Поэтому ЛЮБОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ  на танкере должно  иметь маркировку. Маркировка пожаробезопасного электрооборудования начинается с символа Ex который может быть помещен   внутри  шестиугольника.

Наличие  одного только символа Ex или EEx  на маркировке электрооборудования не  позволяет использовать его на танкере. Маркировка пожаробезопасного электрооборудования должна позволять  определить и   степень защиты  оборудования, и его  пригодность для использования на борту танкера. На борту танкера  в опасных зонах (на грузовой палубе) разрешено использовать только 2 вида электрооборудования: взрыво-безопасное и  конструктивно-безопасное, которые отличаются  друг от друга способами обеспечения их пожаробезопасности.

Класс защитыСимвол
Взрыво-безопасное (Flameproof)Ex. d.
Повышенной безопасности (Increased Safety)Ex. e.
Конструктивно безопасное (Intrinsic Safety)Ex. i.
Тип «n» (Type “n”)Ex. n.
Для работы в грузе ( Oil Immersed)Ex. o.
С избыточным давлением или вентиляцией (Pressurized  or Purged)Ex. p.
Заполненное песком или кварцем ( Sand or Quartz Filled)Ex. q.
Специальная защита ( Special Protection)Ex. s.
Герметичное уплотнение (Hermetic Sealing)Ex. h.

Ниже приведены требования к защите электрооборудования в зависимости от того, в какой зоне это оборудование используется:

Зона установки или использованияРазрешенный тип оборудования.
Зона 0Конструктивно-безопасное оборудование-Ex. i. Оборудование со специальной защитой –  Ex. s
Зона 1Любой тип защиты, пригодный для  зоны «0». Взрыво-безопасное оборудование — Ex. d. Конструктивно-безопасное оборудование-Ex. i. Повышенной безопасности – Ex. e. С избыточным давлением или вентиляцией – Ex. p. Оборудование со специальной защитой —  Ex. s
Зона 2Любой тип защиты, пригодный для  зоны «1»,Не искрообразующее – Ex. n.,Для  погружения в нефть — Ex. o. Заполненное песком или кварцем- Ex. q.

Помимо основной классификации способов защиты электрооборудования  на маркировке должна быть указана температура,  до которой  происходит нагрев рабочих поверхностей инструмента или оборудования:

Маркировка  оборудованияМаксимальная температура нагрева, оС
Т1450
Т2300
Т3200
Т4135
Т5100
Т685

В общем случае маркировка  взрывобезопасного  оборудования  будет выглядеть следующим образом:

Конструктивно-безопасное электрооборудование

Оборудование конструктивно-безопасного типа  не вызывает искрообразования в процессе его нормальной эксплуатации. Иными словами,  в таком оборудовании используются маломощные электрические цепи, при смыкании или размыкании которых не возникает искра достаточной мощности для воспламенения  взрывоопасных смесей паров груза с воздухом.

Конструктивную безопасность электрооборудования определяют 3 основных фактора:

  • Надежность изоляции источников питания от электрических цепей (наличие барьера Зеннера).
  • Максимальное напряжение и сила тока в тех участках оборудования, которые расположены во взрывоопасной зоне.
  • Мощность электрооборудования.

Оборудование такого типа должно быть освидетельствовано по количеству неисправностей, с которыми его можно эксплуатировать:

  • Ex. i. а . — означает, что оборудование сохраняет пожаробезопасность при наличии одной неисправности.
  • Ex. i. b. — означает, что оборудование такого типа сохраняет свою пожаробезопасность даже  при наличии 2-х неисправностей.

Как правило, судовое электрооборудование конструктивно-безопасного типа питается  от сети с напряжением не более 12 вольт  с силой тока не выше 5 милиАмпер. Некоторые классификационные общества требуют, чтобы оборудование конструктивно-безопасного типа не имело заземления и специального защитного барьера Зеннера, который гасит  броски тока при включении или выключении оборудования. Однако требования  Международной электротехнической палаты требуют и наличия заземляющего кабеля, и установки защитного барьера.

Электрооборудование взрыво-безопасного типа

Оборудование взрыво-безопасного типа изготовлено таким образом, что возникновение искр или пламени внутри  такого оборудования, не приводит к его дальнейшему распространению во взрывоопасную зону.

Это означает, что защитный кожух оборудования  имеет достаточную прочность и герметичность, чтобы  не допустить распространения пламени за пределы оборудования, а  нагрев поверхности при этом будет  незначительным для воспламенения взрывоопасной среды, в которой данное оборудование установлено. Соответственно, при эксплуатации  такого оборудования на судах, особое внимание должно уделяться целостности и герметичности кожухов, соединений, уплотнений и пр.

Электрооборудование повышенной безопасности

Такой способ обеспечения  пожаробезопасности  электрооборудования обычно включает в себя комбинированное использование нескольких способов защиты. Он применяется только к тому  электрооборудованию, в котором  не возникает  электродуговых разрядов или не происходит чрезмерный нагрев рабочих поверхностей в процессе нормальной эксплуатации оборудования. Поэтому все защитные меры направлены на то, чтобы  в процессе нормальной эксплуатации такого оборудования не возникало ни искровых разрядов, ни повышения температуры. Такие защитные меры включают:

  • Минимальный зазор между контактами
  • Усиленную  изоляцию  токопроводящих участков.
  • Особые требования к качеству изоляционных материалов.
  • Специальные кабельные соединения.
  • Повышенные требования к составу оборудования.
  • Повышенную механическую защиту, и пр.

Электрооборудование типа «n»

Как правило, оборудование такого типа  должно быть защищено таким образом, чтобы в процессе его нормальной эксплуатации, не возникло опасности воспламенения  окружающей взрывоопасной среды, и не возникло искрообразования в  неисправности оборудования. Четко сформулировать требования к такой защите  оборудования довольно сложно. В общих словах оборудование типа «n»  должно быть  повышенного качества, надежное в эксплуатации, не вызывать чрезмерного нагрева рабочей поверхности, искрообразования. Оборудование должно быть надежно защищено от попадания внутрь влаги и пыли,  противостоять  значительному  внешнему механическому воздействию. При отсоединении или вскрытии любой части такого оборудования должна срабатывать  блокировка, отключающая электропитание, оборудование должно иметь надежное заземление.

Электрооборудование  с  избыточным давлением или вентиляцией.

Такой способ защиты электрооборудования весьма прост. В кожухе  создается  избыточное давление, немного выше атмосферного, что исключает проникновение взрывоопасных паров внутрь оборудования. Ввиду того, что могут быть протечки через кожух, инертная среда или  избыточное давление внутри кожуха должно постоянно контролироваться и поддерживаться позитивным. Использование  оборудования с такой защитой в  зоне «0» запрещено, а при размещении  электрооборудования  с такой защитой в зоне «1»,  его полное обесточивание должно происходить, если давление внутри кожуха снизится до  минимального. При использовании оборудования такого типа в зоне «2» достаточно установки  сигнализации о минимальном давлении.

Использование переносного  электрооборудования (мобильных телефонов, фото- и кинокамер, радиоприемников, магнитофонов и пр), не  имеющих  соответствующего класса защиты, на   грузовой палубе или в опасных зонах танкера КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО!

Использование алюминиевого оборудования

Использование  оборудования и инструмента, изготовленного из алюминия, на танкерах является предметом особого рассмотрения. Несмотря на то, что  алюминий относится к разряду так называемых «не искрообразующих»  материалов, его использование в  районе грузовой палубы танкера представляет  значительную  пожарную опасность. Если  по поверхности  ржавой корабельной стали (из которой  изготовлен корпус судна) провести инструментом из алюминия или его сплавов так, чтобы  остался видимый след, любое более интенсивное воздействие на след (легкий удар, падение  небольшого предмета) приведет к возникновению окислительной реакции  с выделением  значительного количества теплоты, что может вызвать воспламенение паровоздушной смеси. Однако в последние годы использование такого  оборудования и инструментов становится  довольно распространенным явлением на танкерном флоте. Поэтому при использовании оборудования и инструмента, изготовленного из алюминия и его сплавов, следует соблюдать  жесткие меры предосторожности:

  • Избегать его перетаскивания  по грузовой палубе.
  • Не использовать в грузовых танках, насосных отделениях и любых других помещениях, где возможно присутствие взрывоопасных  газов.
  • Не использовать  для уборки разлитого топлива или груза

До последнего времени считалось, что  использование алюминиевой краски в опасных зонах не представляет значительной  пожароопасности. Однако последние исследования показали, что  ржавая поверхность, покрашенная  алюминиевой краской, представляет собой точно такую же опасность, как использование алюминиевого оборудования. Поэтому  очистка  ржавых поверхностей, покрытых  алюминиевой краской, с использованием ударного инструмента должна производиться ТОЛЬКО во  взрывобезопасной атмосфере.

НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПАДЕНИЯ ТЯЖЕЛЫХ ПРЕДМЕТОВ НА  РЖАВУЮ ПОВЕРХНОСТЬ, ОКРАШЕННУЮ АЛЮМИНИЕВОЙ КРАСКОЙ.

Хранение мусора

На танкере даже  абсолютно безобидные вещи при определенных условиях  могут стать источником значительной  пожарной опасности. Так, мокрая или загрязненная ветошь, одежда, опилки и любой другой мусор, образующийся в результате эксплуатации судна,  могут стать  причиной возгорания, если:

  • мусор находится вблизи источников тепла.
  • мусор хранится в больших объёмах

Причиной возгорания  является окислительно-восстановительная реакция (гниение), которая в воздушной среде самопроизвольно протекает в органических веществах. В результате  этой реакции выделяется некоторое количество теплоты,  которое накапливается внутри гниющих материалов, и при определенных условиях может вызвать САМОВОЗГОРАНИЕ. Поэтому на танкере даже мокрая ветошь, оставленная после выполнения работ в районе грузовой палубы, может стать причиной гибели судна.

Судовые работы

Как показывает статистика,  повышенный травматизм персонала вызывают работы, связанные с использованием  ручного инструмента, механизированного инструмента, силовых агрегатов, защитных устройств, а также работы в  стесненных условиях (в мастерских, кладовых и т.д.) Поэтому такие работы должны быть спланированы более тщательно. В первую очередь внимание должно быть уделено самому инструменту, который предстоит использовать  в работах. Неправильное его использование или использование инструмента, не предназначенного для выполнения  тех или иных работ, использование неисправного инструмента может привести к травматизму. Персонал,  работающий с механизированным инструментом должен пройти необходимую подготовку по его использованию и знать основные меры безопасности и технической эксплуатации. Использование неисправного инструмента КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО. Наибольшую опасность  при  выполнении  работ представляет инструмент с силовым приводом (электрическим,  гидравлическим или пневматическим).  Перед использованием такого инструмента необходимо произвести тщательную проверку не только агрегатов, но и силовых кабелей,  шлангов, соединений и пр. На грузовой палубе или в необорудованных  помещениях разрешено использовать электроинструмент, питание которого осуществляется от сетей  с напряжением не более  24 вольт. При использовании переносного электроинструмента ЗАПРЕЩЕНО ФИКСИРОВАТЬ пусковую кнопку.  И прежде чем  запустить силовой агрегат, необходимо знать, как его выключить.

НИКОГДА НЕ ВКЛЮЧАЙ МЕХАНИЗМ, ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ, КАК ЕГО ВЫКЛЮЧИТЬ!

Если предусмотрено использование ограждений или  щитков  при использовании  инструмента,  их отсутствие  делает инструмент НЕПРИГОДНЫМ для  выполнения работ. Важное значение  в обеспечении  безопасности работ  имеет  поддержание порядка в  судовых помещениях и  непосредственно в месте проведения работ. Следует придерживаться некоторых правил:

  • Держать рабочее место чистым и свободным от лишних  предметов
  • Всегда убирать  даже незначительные разливы топлива или смазки
  • Ограждать открытые люки, отверстия  или горловины
  • Обозначать безопасные проходы в месте проведения работ
  • Возвращать инструмент на штатные места после использования в чистом и исправном виде
  • Образовавшийся в результате работ мусор убирать и утилизировать в соответствии с требованиями МАРПОЛа.
  • Надежно закреплять инструмент и оборудование   на штатных местах после окончания работ.
  • При  проведении работ в штормовых условиях использовать индивидуальную страховку  и крепление инструмента.

Как правило,  работы, связанные с непосредственным риском  для жизни персонала, проводятся  ТОЛЬКО  после заполнения проверочного листа и при наличии письменного разрешения на проведение работ, подписанного капитаном. К таким  работам относятся, прежде всего:

  • Горячие работы
  • Работы в закрытых помещениях

К категории «горячие работы» относятся все работы связанные с интенсивным искрообразованием, чрезмерным нагревом рабочей или обрабатываемой поверхности, с использованием открытого огня и электроинструмента, то есть те работы,  при  проведении которых  возникает явная пожарная опасность. К «Горячим работам» относятся все работы связанные с использованием газо- и/или  электросварки, электроинструментов ,  в том числе и сверление и шлифовка, резка металла. Следует помнить, что проведение горячих работ за пределами основных машинных помещений ЗАПРЕЩЕНО. Под основными  машинными помещениями  нормативные  документы, регламентирующие проведение таких работ (в частности — Международное Руководство по Безопасности  Нефтяных танкеров и Терминалов – ISGOTT), подразумевают  специальные помещения  машинного отделения танкера —  токарное, слесарное, сварочное.

Горячие работы за пределами основных машинных помещений следует выполнять только в случае отсутствия условий для выполнения ремонта каким- либо другим способом.

При перевозке  воспламеняющихся грузов, все горячие работы, проведение которых планируется за пределами основных машинных помещений, требуют специального письменного разрешения. При выдаче разрешений на проведение горячих работ следует помнить, что во многих портах проведение таких работ даже в специально оборудованном помещении КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО.

Только капитан в праве определять, насколько обосновано проведение горячих работ за пределами специальных помещений и в каком объёме следует принимать меры предосторожности при проведении таких работ.

На грузовой палубе ЗАПРЕЩАЕТСЯ проведение любых горячих работ  без согласования с оператором или судовладельцем.

В случае проведения таких работ письменное разрешение судовладельца (копия переписки и т.д.) должны подшиваться вместе с судовой формой на проведение горячих работ.

Любое проведение горячих работ за пределами основных машинных отделения требует детального обсуждения мер по обеспечению безопасности на время работ, проведению подготовительных работ перед горячими работами и  тщательной проработки порядка проведения горячих работ. В обсуждении обязательно должны принимать участия лица, которые будут обеспечивать безопасность проведения таких работ и непосредственные исполнители горячих работ.

Предусмотрена специальная форма разрешения на проведения горячих работ, в которой обязательно должны быть указаны лица, несущие ответственность за обеспечение безопасности и проведение горячих работ и персонал, производящий выполнение таких работ.

Любые изменения условий, на основании которых выдано разрешение на проведение горячих работ, делают его недействительным !!!

При проведении горячих работ в районе грузовой палубы необходимо обеспечить  следующие условия:

  • Все топливные, отстойные танки, расположенные в радиусе 30 метров от места проведения работ должны быть  дегазированы до содержания паров углеводородов менее 1 % от НПВ или же  проинертизированы и герметично закрыты.
  • Если  горячие работы проводятся в грузовом танке после перевозки опасных грузов,  днище танка должно быть очищено от  шлама, ржавчины и других отложений  в радиусе 10 метров от места проведения работ.
  • Непосредственно перед началом горячих работ необходимо еще раз проверить  состояние атмосферы вместе проведения работ.
  • Противопожарное оборудование  (пожарный шланг со стволом и переносной огнетушитель) должно быть подготовлено к немедленному использованию. Стационарная система  тушения  должна быть подготовлена к немедленному использованию
  • Установлен порядок несения противопожарной вахты в месте проведения работ.
  • Определена периодичность проведения повторных проверок атмосферы в месте проведения работ и в смежных помещениях. Контрольные замеры  необходимо производить в течение достаточно длительного интервала времени и после окончания  работ, до полного остывания поверхностей.
  • Оборудование, используемое для проведения работ, должно быть в исправном состоянии и тщательно проверено перед началом работ.

Ниже приведена примерная форма разрешения на выполнение горячих работ.

Разрешение на выполнение горячих работ

Данное разрешение имеет отношение к  производству любых работ, затрагивающих температурные условия, которые могут оказаться достаточными для  воспламенения горючих газов, паров жидкостей в данной  задействованной зоне или на участках примыкающих к ней. Перед тем как заполнить эту проформу см. комментарии и раздел 2.8.
Общие положения
 
Это разрешение действительно с……………час            Дата……………..
                                                      По…………..час            Дата …………….
Место проведения горячих работ……………………..……………………………..   
Выдано ли разрешение на вход в закрытое помещение                     Да/Нет
Если «Нет», указать причину………………………………………………………….
Описание  горячих работ……………………………………………………………..
Персонал, выполняющий горячие работы……………………………………………
Лицо, ответственное за проведение горячих работ…………………………………
Лицо, ответственное за  обеспечение безопасности………………………………..
Раздел 1.
1.1.Проконтролировано ли содержание  углеводородов в месте проведения горячих работ  с помощью  детектора воспламеняющихся газов?   Да / Нет   Время…………..
1.2.Обеспечена ли безопасность на участках, прилегающих к месту проведения горячих работ?                                                                             Да / Нет    Время…………..
Раздел 2.
2.1.Проконтролировано ли содержание  углеводородов в месте проведения горячих работ  с помощью  детектора воспламеняющихся газов?   Да / Нет

2.2 Продегазировано ли оборудование или трубопровод?                     Да / Нет
2.3.Установлены ли заглушки на трубопроводах или оборудовании?   Да / Нет
2.4.Свободны ли трубопровод или оборудование от жидкого груза ?    Да / Нет
 
2.5.Обесточено ли данное оборудование?                                                 Да / Нет
2.6.Обеспечена ли безопасность в прилегающей зоне                              Да / Нет
2.7.Обеспечена ли дополнительная противопожарная защита?               Да / Нет
2.8.Особые условия и дополнительные меры предосторожности………………..
Считаю безопасность выполнения горячих работ обеспеченной при выполнении вышеуказанного.
Подпись ………………………………………………………………….Капитан
Подпись………………………………………………..Лицо, ответственное за
                                                                                              организацию работ    
Раздел 3. 
 
Данная работа была завершена, весь персонал, находящийся под моим наблюдением покинул место работ, все использованное  в процессе работ оборудование,  разнесено по штатным местам.
 
Ответственный офицер ……………………………Время…………..Дата…………
 
 
 
 
 
Комментарии
к «Разрешению на выполнение горячих работ».
 
Общие положения.
▪      Время начала и окончания работ должны указываться в период рабочего времени  ответственного персонала.
▪      Обязательно должно быть указано место проведения горячих работ.
▪      Описание горячих работ должно включать тип оборудования, которое  будет использоваться.
Раздел 1.
 
Этот раздел относится ко всем  опасным работам, при выполнении которых не  возникает открытое пламя или  продолжительное искрообразование, кроме того раздел  относится к работам с использованием  электрооборудования,  пневмоинструментов,  пескоструйного  и механизированного обдирочного или ударного инструмента, а  также работы  по перемещению  материалов или оборудования над или вблизи работающих механизмов.
 
 
Раздел 2.
 
Требования этого раздела распространяются на  все горячие работы, при выполнении которых  происходит высокотемпературный нагрев,  образуется открытое пламя, электрическая дуга или продолжительное искрообразование и т.п.. Такой тип работ включает, но не ограничивается,  сварочными работами,  работами по отжигу, работой со шлифовочным инструментом и пр..
Контрольные проверки  атмосферы в месте работ следует производить  непосредственно перед началом горячих работ и осуществлять замеры на регулярной основе через незначительные промежутки времени на протяжении всего периода  выполнения работ.

Помимо выполнения мер  противопожарной безопасности не следует забывать и об обязательном использовании средств индивидуальной защиты при проведении таких работ. Так, при выполнении работ, связанных с использованием сварочного оборудования, рекомендуется использовать:

  • Защитную  сварочную маску или очки.
  • Специальные  кожаные или замшевые перчатки.
  • Защитную одежду сварщика или специальный фартук

Защитная одежда,  используемая сварщиком,   не должна  быть загрязнена  нефтепродуктами и/или быть  влажной.

Сварочное оборудование

Естественно, что весь персонал, который использует   газосварочное или электросварочное оборудование, имеет соответствующую подготовку и знает опасности, возникающие при  работе с таким оборудованием.  Руководство по безопасности для морских судов дает детальное описание  процедур и  требования к сварочному оборудованию.

Электросварочное оборудование является наиболее опасным как в плане  пожарной опасности, так и в плане опасности для персонала, выполняющего  электросварочные работы. Наиболее  часто, при использовании электросварочного оборудования, возникают ожоги кожных покровов и  роговицы глаз, вызванные ультрафиолетовым излучением, образующимся  при электродуговом разряде, подобные солнечным ожогам. Причем такие повреждения  получает не только персонал, непосредственно работающий с  электросварочным оборудованием, но и персонал,  находящийся ближе 6 метров от места проведения работ. Ожог роговицы глаз 

ультрафиолетом может возникнуть даже через закрытые веки или при боковом облучении. Для защиты глаз обслуживающего персонала от воздействия ультрафиолета нет необходимости использовать темные очки, достаточно обычных защитных очков, которые используются для выполнения судовых работ,  или любого светонепроницаемого щитка (например, прикрыть глаза рукой). Помимо ультрафиолетового излучения,  электрическая дуга  образует  сильнейшее световое излучение, которое, воздействуя на  сетчатку глаз, вызывает  временную и частичную

потерю зрения (так называемые «зайчики»). Для защиты глаз от  бликов электросварки используются затемненные очки или специальные щитки. И, наконец,  третий вид опасности, который возникает при использовании электросварки – поражение органов дыхания вредными испарениями, образующимися в результате высокой температуры в зоне электрической дуги. При высокой температуре происходит частичное испарение металла, который в виде дыма  может проникнуть в легкие  человека. При сварке металлов с «облагороженной» поверхностью (гальванизированных цинком, хромом и др.) довольно часто возникают отравления тяжелыми металлами. Поэтому  такие работы необходимо производить с использованием средств защиты органов дыхания или в хорошо вентилируемом помещении.

С целью уменьшения  опасности поражения персонала  электрическим током, повреждения глаз и т.д. необходимо выполнение следующих требований:

  • На судах  допускается к использованию электросварочные аппараты постоянного тока с напряжением не более 70 вольт и минимально возможной пульсацией тока. Если же пульсация превышает допустимые пределы,  напряжение в сети должно  быть понижено до 42 вольт.
  • Если используются сварочные аппараты переменного тока,  то  напряжение в сети должно быть  не более 25 вольт.  При этом аппарат должен быть оборудован соответствующим  ограничителем напряжения.  Работоспособность ограничителя должна проверяться  на регулярной основе.
  • Напряжение  сети должно быть проверено до использования сварочного аппарата.
  • Все аксессуары, такие как держатель электрода, соединительный кабель, разъёмы и пр. также необходимо проверить непосредственно перед использованием. Любое несправное оборудование должно изыматься из обращения.
  • Особые меры безопасности должны предприниматься  при замене электродов. Замена электродов должна производиться ТОЛЬКО при отключенном питании. Использованные электроды должны  удаляться таким образом, чтобы избегать  возможного их контакта с воспламеняющимися материалами.
  • При удалении  окалины следует использовать специальные защитные очки. Сварочная маска не предназначена  для таких работ.
  • Вся защитная одежда, которая используется для сварочных работ (в частности перчатки и роба)  не должна быть загрязнена  нефтепродуктами, смазкой или  быть влажной.
  • Запрещено производить сварочные работы, стоя  на влажной поверхности.
  • При проведении сварочных работ, обеспечивающий персонал должен быть готов к тому, чтобы  немедленно отключить сварочный аппарат, если возникнет такая необходимость.

Использование газосварочного оборудования  также требует  повышенных мер безопасности. Помимо  защиты персонала, выполняющего работы с газосварочным оборудованием от  ультрафиолетового воздействия и  капель расплавленного металла, следует помнить, что  баллоны с ацетиленом и кислородом  относятся к классу опасности 2, поскольку они обладают повышенной  потенциальной энергией (давление), а в случае  ацетилена,  еще и  повышенной  термохимической энергией, что  создает исключительную  взрыво- и пожароопасность.  Поэтому газовые баллоны должны быть размещены в специальном помещении, расположенном на открытой палубе, вдали от потенциальных источников воспламенения, оборудованном  системой вентиляции. Баллоны должны быть надежно закреплены в специальных гнездах, исключающих их подвижку при штормовом  плавании судна.  Помещение, в котором размещаются баллоны, должно иметь противопожарную сигнализацию, стационарную систему пожаротушения. С наружной стороны  помещение со сварочным оборудованием должно  иметь соответствующие предупредительные надписи и  знаки опасности. Транспортировка баллонов по судну должна осуществляться только в вертикальном положении при помощи специальной тележки. Баллоны с ацетиленом должны храниться отдельно от баллонов с кислородом.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СМАЗКУ ПРИ  ПОДСОЕДИНЕНИИ  И ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕДУКТОРОВ, ШЛАНГОВ КЛАПАНОВ И ПР. А ТАКЖЕ  РАБОТАТЬ  СО СВАРОЧНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ  РУКАМИ, ЗАГРЯЗНЕННЫМИ СМАЗКОЙ ИЛИ НЕФТЕПРОДУКТАМИ!

Соединения, манометры и редукторы для  подсоединения кислорода и ацетилена должны быть различного размера и иметь  различное направление резьбы (Кислород – правую резьбу, Ацетилен – левую).

Стационарные трубопроводы для подвода  ацетилена и кислорода должны быть выкрашены в различный цвет, например, трубопровод для подвода кислорода – в голубой цвет, а трубопровод для подвода ацетилена – в красный. Должен вестись строгий учет  серийных номеров  газовых баллонов и давление газов в них. Баллоны, которые не используются, должны храниться с установленными на них защитными колпаками.

При давлении газа  в баллоне 1 бар —  использовать его для сварочных работ ЗАПРЕЩЕНО. Пустые газовые баллоны должны быть  отмаркированы соответствующим образом ( например,  надписью «ПУСТОЙ») и храниться  отдельно от полных.

ЗАПРЕЩЕНО  ПОДНИМАТЬ И ПЕРЕМЕЩАТЬ ГАЗОВЫЕ БАЛЛОНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЗАХВАТОВ, ЦЕПНЫХ И СТАЛЬНЫХ СТРОПОВ,  ЗА ВЕНТИЛЬ  ИЛИ  ЗАЩИТНЫЙ КОЛПАК.

Запрещено  перекатывать баллоны в горизонтальном положении, использовать молоток или  ударный инструмент для открывания или закрывания вентиля баллона. Запрещено использовать газовые баллоны с просроченной датой гидростатического испытания или видимыми дефектами.

Следует строго придерживаться рекомендаций завода-изготовителя в отношении  эксплуатации сварочного оборудования и шлангов.

  • Газовая горелка или резак должны иметь невозвратные клапана непосредственно на  ниппелях для подсоединения ацетиленового и кислородного шлангов.
  • Редукторы низкого давления, устанавливаемые на  газовых баллонах должны быть одобренного типа и  исполнения.
  • Соединения, гайки и крепеж должны быть изготовлены из бронзы или латуни (содержание меди в которой не должно превышать 65%). Использование для этих целей чистой меди ЗАПРЕЩЕНО!
  • Редукторы низкого давления должны быть оборудованы пламягасительными сетками. Дополнительно такие сетки могут быть установлены на  газовых горелках или резаках.

Перед  началом  газосварочных работ необходимо  выполнить продуть  шланги, для чего:

  • Открыть  вентиль не баллоне с ацетиленом на ¾  оборота, но не более чем  на 1 ½  оборота.
  • Открыть  ацетиленовый вентиль на газовой горелке на ¼ оборота
  • Установить рабочее  давление на   редукторе  ацетилена   (менее 1 бара или менее 2 бар, в зависимости от  рекомендаций завода-изготовителя)
  • Закрыть ацетиленовый вентиль на газовой горелке.

Для продувки кислородного шланга необходимо:

  • Медленно открыть вентиль на баллоне с кислородом ПОЛНОСТЬЮ.
  • Открыть кислородный вентиль на газовой горелке на ½ оборота.
  • Установить рабочее давление на редукторе  кислородного баллона.
  • Закрыть кислородный вентиль на газовой горелке.

Для того, чтобы зажечь газовую горелку следует:

  • Открыть ацетиленовый вентиль на горелке на ¼ оборота
  • Воспламенить ацетилен, используя специальную зажигалку
  • ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПИЧКИ ДЛЯ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ГОРЕЛКИ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО!
  • Открыть  кислородный вентиль на горелке на ¼ оборота и отрегулировать пламя.

Окончание работ с газосварочным оборудованием также должно производиться в строго определенной последовательности:

  • Закрыть  ацетиленовый вентиль на горелке.
  • Закрыть кислородный вентиль на горелке.
  • Закрыть  вентиль на баллоне с ацетиленом.
  • Закрыть вентиль на баллоне с кислородом.
  • Открыть оба вентиля на  горелке чтобы стравить давление газов из шлангов.
  • Выкрутить  регуляторы на  редукторах баллонов в крайнее положение (вращать до тех пор, пока не ослабнет натяжение пружины)
  • Закрыть вентили на горелке.

В случае воспламенения  газовой смеси внутри  шлангов все клапаны на  газовых баллонах должны быть закрыты НЕМЕДЛЕННО.

Только один баллон  с кислородом и только один баллон с ацетиленом могут быть подсоединены к системе одновременно.

Во время  перерывов в работе, даже кратковременных, СЛЕДУЕТ  ЗАКРЫВАТЬ ВЕНТИЛИ НА БАЛЛОНАХ.

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ  ШЛАНГИ ПОД ДАВЛЕНИЕМ!

Средний рейтинг
Еще нет оценок
Мой рейтинг:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *