Швартовное устройство представляет собой комплекс изделий и механизмов, предназначенных для закрепления судна к береговым и плавучим причальным сооружениям и другим судам и надёжное крепление судна с ними.
Элементы швартовного устройства:
- Швартовы:
- Растительные – (пеньковые, сизальные, манильные) применяются на судах перевозящие нефтепродукты и другие взрывоопасные грузы.
- Стальные – (более прочные, чем растительные).
- Синтетические – (капрон, нейлон, полипропилен) вызывают искрообразование.
- Кнехты.
- Киповые планки.
- Швартовые клюзы.
- Швартовые вьюшки.
- Стопор тросовый.
- Бросательный конец.
- Швартовые механизмы (шпили и лебёдки).
- Кранцы.

1 – брашпиль со швартовыми барабанами; 2 – кнехт; 3 – швартовная лебёдка; 4 – швартовный клюз; 5 – киповая планка; 6 – швартовный шпиль; 7 – кормовой продольный швартов (правый и левый); 8 – кормовой прижимной швартов; 9 – кормовой шпринг; 10 – носовой шпринг; 11 – носовой прижимной швартов; 12 – носовые продольные швартовы (правый и левый).
Требования Правил Регистра:
- Количество и расположение швартовного оборудования принимается исходя из конструктивных особенностей и назначения судна.
- Пеньковые троса разрешается применять только на малых судах.
- На судах, перевозящих нефтепродукты с температурой вспышки паров менее 600С, операции со стальными тросами разрешается только на палубах надстроек, при отсутствии на них грузовых трубопроводов.
- Номинальное тяговое усилие швартовного механизма не должно превышать 1/3 разрывного усилия швартова.
- Швартовый механизм должен непрерывно выбирать швартов при номинальном тяговом усилии и номинальной скорости в течение 30 мин.
Надзору Регистра подлежат при изготовлении следующие изделия, входящие в состав швартовного устройства:
- Швартовные тросы;
- Швартовные кнехты, утки, киповые планки, клюзы, роульсы и стопоры.